Проектирование пользовательских интерфейсов и их оценка

8 (499) 391-2128 |

Проектирование пользовательских интерфейсов и их оценка

Автор:  А.Никольская
Дата публикации: 16 Декабря 2013

Разработка пользовательских интерфейсов, по сути, дело неблагодарное: если всё хорошо (т.е. удобно, функционально и красиво), пользователь их не замечает. Зато когда что-то не так, на интерфейсы обращается самое пристальное внимание. Именно поэтому проектирование и создание пользовательских интерфейсов может занимать до 50% времени, затрачиваемого на разработку программного обеспечения в целом.

Критерии оценки пользовательского интерфейса

Выделяют четыре основных критерия качества спроектированного пользовательского интерфейса: скорость обучения и скорость работы в нём пользователей разного уровня, их субъективное удовлетворение и количество человеческих ошибок:

1. Скорость обучения нередко недооценивается разработчиками пользовательских интерфейсов. Между тем конечные пользователи в ходе решения будничных задач весьма негативно относятся к необходимости запоминать нелогичные, на их взгляд, пути, тем самым преодолевая крутую «кривую обучения» (learning curve). Логичность, помимо соблюдения норм юзабилити, проверяется простым тестированием и экспертной оценкой как на этапе прототипирования, так и перед релизом.

2. Скорость выполнения работы оценивается путём прохождения семи шагов во взаимодействии пользователя с системой:

1) формирование цели;

2) определение общей направленности действий;

3) определение конкретных действий;

4) выполнение действий;

5) восприятие нового состояния системы;

6) интерпретация состояния системы;

7) оценка результата.

Поскольку минимум над шестью этапами из списка пользователю нужно размышлять, прямая задача при проектировании интерфейса прикладного ПО — сократить время принятия решений. То есть уменьшить влияние факторов, которые усложняют (и, как следствие, замедляют) процесс выполнения будничных задач.

Немаловажный фактор — длительность физических действий. Показатель зависит от степени автоматизации работы и точности выполняемых операций. В проектировании пользовательских интерфейсов он оценивается по закону Фитса: «Время достижения цели прямо пропорционально дистанции до цели и обратно пропорционально размеру цели». То есть чем дальше цель пользователя от указателя мыши, тем дольше он будет до нее добираться. Из этого правила следует: чтобы ускорить нажатие на кнопку, кнопку нужно сделать максимально заметной, а расстояние до неё — минимальным.

3. Удовлетворение пользователя — оценка субъективная. Тем не менее, её можно оценить, учитывая, например, фактор потери фокуса внимания. Разработчикам пользовательских интерфейсов необходимо учитывать, что при работе с системой пользователи могут отвлекаться. Следовательно, при проектировании интерфейсов нужно предусмотреть максимально простое возвращение к работе. Для этого пользователь должен знать все проделанные шаги (в том числе и тот, на котором он остановился), все уже заданные системе параметры, необходимые дальнейшие действия.

4. Количество человеческих ошибок может быть связано как с недостаточным обучением пользователей, так и необходимостью усовершенствовать индикаторы ошибок (улучшить заметность и разборчивость замечаний). Чтобы сократить их возникновение до минимума, при проектировании интерфейсов следует предусмотреть блокирование потенциально опасных действий пользователя (запрашивать подтверждение правильности операции), автоматическую настройку основных параметров и команд, когда от пользователя требуется только их подтвердить, а также осуществление системой проверки действий пользователя перед их принятием.

Методики оценки пользовательских интерфейсов

Чтобы выявить дефекты в разработанном пользовательском интерфейсе, необязательно ждать его внедрения и тестирования. На разных этапах можно применить следующие методики оценки:

  • анкетирование пользователей;
  • экспертная оценка;
  • определение проблем интерфейса на основе наблюдений за работой в нем пользователей;
  • видеонаблюдения обычного использования системы;
  • наличие средств получения обратной связи в виде комментариев пользователей;
  • внедрение системного кода в программу, который будет составлять отчеты об использовании программы и возникающих ошибках.

Проектирование пользовательских интерфейсов от компании Pharus

В компании Pharus в процессе проектирования и создания пользовательских интерфейсов мы уделяем достаточно внимания оценке их качества, функциональности, удобства для пользователей. Лучше всяких слов об этом свидетельствуют отзывы наших клиентов и реализованные проекты в портфолио. Задать вопросы и заказать разработку пользовательского интерфейса вы можете на странице контактов.